Маркированность печени и ног
Маркированность печени и ног
В осетинской версии есть герой — это Батрадз, который наполовину булатный, наполовину стальной. И ему нужна закалка. Он идёт к кузнецу Курдалагону, просит, чтобы тот его закалил. Курдалагон кладёт юношу в горнило и спустя какое-то время спрашивает: ну как там, не жарко ли тебе? Тот отвечает, что не жарко и даже холодно и дал бы ты мне арфу поиграть. Дальше они, чтобы закалить юношу должным образом, собирают по всем дорогам змей, драконов. Пережигают их на уголь и в этом змеином угле закаляют Батрадза. Он раскалён, дальше металл надо остудить. Он прыгает в море. Море испаряется оттого, насколько горяч Батрадз. Поэтому он закаляется весь, кроме печени. Ну и легко догадаться, что в последнем бою он погибнет именно потому, что раскалится от боя и его печень разрушится. Он умрёт. Во-первых, мы тогда видим очень чётко в осетинском мифе, что перед нами инициация. То есть, пока миф двигался из южных областей на север, а там у нас будут и скифы, там у нас будут и готы. Осетины — это индоевропейский народ, причём больше того этот миф, хотя несомненно генетическое, не типологическое, а именно генетическое родство осетинского мифа и скандинавского, и можно проследить миграцию народов, несших этот миф на север, этот миф гораздо шире и его отголоски встречаются не только в Евразии, но и, например, в Африке. То есть этот миф вообще принадлежит к числу общемировых. Так вот, в осетинском эпосе – это чётко инициация. Мифологичность инициации на севере в Скандинавии утрачивается и вместо инициации становится героической смертью. В таком случае оказывается, например, та же самая арфа немотивированна. Но арфа, заметим, не очень мотивирована и на Кавказе. А между тем, как мы знаем, музыка – это одно из магических средств открытия врат потустороннего мира. И соответственно, таким образом, оказывается, что музыка то нужна, игра на арфе, нужна при инициации, чтобы из потустороннего мира вернуться в мир людей. Значение, которое не работает ни в той, ни в другой версии мифа. Теперь ещё возникает такой любопытный вопрос: почему оба героя гибнут через печень? Именно печень, заметим в скобках, клевал Прометею зевсов орёл. Печень считалась вместилищем крови воина, а как следствие, вместилищем его храбрости. Отсюда маркированность печени.
Теперь, следующий момент: почему Гуннар играет пальцами ног? Зачем такая усложнённая экзотика? Причём, существуют скандинавские рисунки, изображение на камнях, где Гуннар, связанный, действительно, а вокруг змей, причём пальцами ног играет. То есть это образ был весьма актуален. Не просто играл в змеином рву, а играл ногами. Маркированность ног, как мы, кажется, уже отмечали, это признак того, что герой имеет змеиные черты. И как мы знаем, змееборец родственен змею. То есть они как бы подобны. И, чтобы одолеть змея, герой должен иметь змеиные черты, что было очень существенно для героев, типа Батрадза, которые потом в общем-то и будут вместе с какими-то местными кавказскими драконами, и не только драконами, биться. И опять-таки, эта мифологическая черта повисает в образе Гуннара, тем более что это к тому же перенесено и в смерть. Но сохраняется такая вот особенная маркированность ног, потому что он играет ногами. Соответственно, более поздняя версия – рационализация, что Гуннар играет, чтобы привлечь музыкой какую-то влюблённую в него девушку, чтобы та его освободила, но приползает мать этой девушки, обернувшись змеёй, именно она жалит Гуннара – это уже понятно, рационализация поздняя и дополнительная.
Далее — Третий брак Гудрун